Просто удивительно как летят дни! Казалось бы – недавно приехали, а вот уже настал девятый день путешествия и пора расставаться с шумным Миланом. Едем дальше. Денис сконцентрировался на вождении, потому что дорога виляет то вправо, то влево, то вообще уходит в тоннель. А я смотрю по сторонам. Какие роскошные виды открываются за каждым поворотом! На склонах холмов мелькают маленькие городки с красными крышами. В каждом торчит башня, колокольня или купол церкви. Иногда на вершине горы можно увидеть старинный замок или монастырь. В Специи решили не останавливаться, зато в Генуе сделали передышку. Жалко, что нет времени исследовать город – старинный порт. Известно, что генуэзские купцы вошли в историю, как изощренные предприниматели и искусные мореплаватели. Христофор Колумб был, кстати, родом из Генуи. На одной из площадей мы нашли ему памятник.
В Генуе мы ненадолго: залезть на близлежащий холм с замком на вершине, осмотреть окрестности, пообедать – и дальше. В замок, который музей, попасть не удалось, потому что был понедельник.
Ну и ладно, пойдем в парк на горе. В парке кучками сидели горластые, отвязные подростки. Они что-то пили из пластиковых стаканчиков, курили и, наверное, матерились. Парк был усеян недовоспитанными пубертатами, окурками и стаканчиками. Пришлось поскорее убраться из этого места. На соседней горе обнаружился прекрасный вид на порт и маяк. В Генуе все так – или на горе или под горой: лесенки, мостики, переходы подъемники и фуникулеры. Веранды и маленькие садики на крышах домов. Да, на обед мы,конечно же, попробовали знаменитое генуэзское фоккаччо. Ну очень вкусно! Рекомендую.
Дорога из Генуи до фермы, где мы планировали остановиться на несколько ночей, была извилиста, местами весьма узка и оттого жутковата. Скажу честно, я сомневалась, что нам удастся добраться живыми и невредимыми. Вот такой парадокс – я люблю горы, люблю ходить по горным тропам, а езда на машине в горах меня напрягает чрезвычайно. Отвлечься, как ни странно, помогла аудиокнига про пионерский лагерь со странным сочетанием юмора и хоррора. Совсем не в моем вкусе, но занятно. К счастью, встречных машин было мало и до нашего следующего пристанища мы доехали без приключений.
Что вы знаете об агротуризме? Он в последнее время набирает обороты, у него появляется все больше последователей. Для нас это был первый опыт. И надо сказать, опыт очень удачный. Агротуризм – это отдых в сельской местности, но со всеми благами цивилизации. Когда мы подъехали к ферме, солнце уже клонилось к закату. ” Che bello cosa! ” – запела душа, но тут нас встретила синьора Глория, колоритная пожилая тетка в смешном чепчике. Она прямо-таки излучала добродушие и гостеприимство. Вот здесь бы Денис цинично заметил, что за такие деньги владельцы бизнеса просто обязаны излучать.
- Prego, prego, signori, – приглашала Глория, пытаясь забрать и отнести оба наших чемодана. Мы вежливо сопротивлялись.
Выяснилось, что хозяйка по-английски не ферштейн. Но некоторое количество итальянского, изученного Денисом, и общей нашей сметливости, хватило, чтобы понять, что мы будем жить в комнате номер два, что завтрак подаётся с восьми до десяти, что для регистрации нужны паспортные данные, что включение электричества и открытие двери осуществляется пластиковой карточкой, а пароль к интернету на стене, рядом с дверью, а вон там, справа от дома, тропа, по ней тридцать минут вниз до ближайшего населенного пункта – Корнелии.
Уже спускались сумерки, когда, побросав вещички, мы решили сбегать быстренько до ближнего городка. У нас это получилось достаточно ловко. Корнелия в сумерках выглядела как именинный торт со свечами; они мерцали и переливались в надвигающейся темноте.
В маленьком городке все показалось маленьким: маленькая площадь перед церковью, маленькие домики, узенькие улочки, небольшая, но уютная набережная. Завтра надо рассмотреть все поподробнее
.
Уже в темноте шли мы вверх по тропе, подсвечивая путь фонариками. Оказалось, не так уж сложно идти впотьмах. Но дома стало ясно, что мы ужасно устали. И ещё подумалось, что этак то не набегаешься вниз-вверх поесть в ресторан вечером. Будем ка мы, пожалуй, ужинать дома.
Следующее утро было прохладным и солнечным. Сказать, что вид был прекрасным – значит ничего не сказать. Захотелось вдруг употребить все известные превосходные степени, глядя на горы в голубой утренней дымке, на море, на сосны и виноградники. Итак, ферма, где мы должны были провести три дня, располагалась на склоне довольно крутой горы на берегу Лигурийского моря. Виноградники возделывались здесь уже тысячу лет назад. Они террасами спускались вниз, перемежаясь с такими же древними оливковыми рощами и лесистыми зарослями. Эти пейзажи настолько радуют глаз, что трудно оторваться, хочется запомнить их до мельчайших деталей.
Наше жилье было организовано по типу ” Bed and breakfast”, поэтому чуть только пробило восемь, мы отправились завтракать. Раньше встанешь – больше увидишь. Мне, как обычно, утром есть не хочется, но подкрепиться надо – мы планируем целый день провести на ногах. По утреннему холодку отправляемся в путь. Тропа проложена, в основном, по террасам виноградников.Здесь урожай винограда уже снят. А вот сбор оливок в полном разгаре. Мы наблюдали, как электрической трепалкой, похожей на вилку с вращающимися зубьями,сбивали оливки в сеть под деревом. Некоторые деревья ещё опутаны сетями, наверное до них ещё не дошла очередь. Говорят, процесс выдавливания масла тоже интересен, но его увидеть не пришлось. Вот любопытно, как происходит сбор и заготовка орешков пинии? Надо разузнать.
Но сейчас наша цель – пройти по пешеходной тропе по нескольким деревням, сколько успеем. В чем же неповторимая прелесть этих мест? Здесь даже сами названия завораживают. На итальянском они звучат как то особенно благозвучно, даже если это какие-нибудь Замухрыщи. Скажи “Воластра “или “Риомаджоре” – и сразу представится нечто астральное или мажорное. Но на самом деле это маленькие приморские деревеньки, которые за пятьсот лет своего существования почти не изменились. Часть жителей – виноградари, часть – рыбаки. А теперь ещё и обслуживающий туристов персонал. Хоть и деревня, но все из камня: колоколенка, домики, мощеная дорога, ступеньки, ведущие вниз, в соседнее поселение.
Тропа привела нас в Монаролу.
Вот с этим названием как раз все ясно. В поясняющей табличке черным по белому было написано, что на ручье стояло большое мельничное колесо, единственное на всю округу, оно и дало название деревне.
Монарола находится на небольшом мысу. Она также плотно, как и Корнелия, застроена домами теплых оттенков: розовые, жёлтые, терракотовые, персиковые, ванильные. В этом месте мы решили сделать передышку. Сначала зашли в бар, чтобы узнать, каков на вкус этот оранжевый аперитив, который пьют все вокруг в это время суток. Надо сказать, что к полудню, наплыв туристов оказался весьма значительным. Толпы людей буквально заполонили и без того узкие улицы Монаролы. Часть из них уже оккупировала местные рестораны: в предвкушении еды, туристы сидели и лениво потягивали аперитив. Мы тоже решились попробовать. И это оказался самый неудачный питейный эксперимент. Слишком крепко и слишком приторно и, в общем, противно. Вина из окрестных виноградников гораздо лучше.
Но Дениса потянуло на подвиги и он решил искупаться в местной гавани. В Манароле нет пляжа как такового, но есть небольшие скалы, на которых люди раздеваются и прыгают в воду. Удивительно, что в середине октября вода остаётся достаточно теплой. Денис был не единственным, кто решил искупаться. Человек десять прыгали со скал или плавали около.
После водных процедур было решено переместиться на поезде в Монтероссо. Это очень удобно – вдоль побережья можно перемещаться несколькими способами. Можно поездом, можно по воде, можно пешком или на автобусе. Корнелия, ближайшая к нашей ферме деревня, располагалась где-то посередине национального парка Cinque terre. В тот день мы сначала шли пешком до одного его края, до Монаролы, а потом переехали в Монтероссо аль Маре и снова шли пешком в сторону фермы, только уже с другой стороны. Монтероссо показался немного больше, чем ранее виденные нами городки. Здесь хороший пляж, приятный променад вдоль моря и удобная пристань. Но по достоинству оценить все эти красоты мешали мокрые плавки Дениса. Нужно было срочно где-то переодеться. И вот, в поиске укромных мест, мы взобрались на малолюдный холм, на котором оказалось кладбище. Стоя на шухере, я успела обозреть окрестности, поболтать( а заодно и задержать) с какой-то тёткой и вместе с ней восхититься уединенностью и красотой этих мест. Будем надеяться, Денис не осквернил праха усопших, переодеваясь в сухое меж секций с урнами. Только потом я поняла, почему, в основном, урны – потому что кладбище располагалось на скале, могилу не раскопать. На вершине холма нам встретилась старая, полуразрушенная и оттого очень живописная, часовня. По разбитым ступеням спустились мы вниз, несмотря на запрещающие надписи и восклицательные знаки. Обшарпанные стены с фрагментами росписи, остатки каменного пола, похожего на шахматную доску, осколки витражного стекла – все говорило о том, что это место знало и лучшие времена. Неухоженные, слегка заплесневелые, но не потерявшие величия святые, возвышались на выступе здания чуть ниже часовни. Надо ли говорить, что и из ее окон тоже открывался замечательный вид на виадук, город и виноградники?
Здесь должно было бы задуматься о вечном, но близилось время обеда и ужасно хотелось есть. Вскоре мы набрели на ферму и ресторан при ней. Цены оказались, на удивление, высокими. Но и еда была необыкновенно хороша! Вообще, надо бы посвятить итальянской еде отдельный опус. Ах, какой восхитительной была “tonno alla tartar” под хрустящей фисташковой корочкой с овощами и домашним майонезом! Как оказалось, итальянцы нередко практикуют сырую или полусырую еду. Карпаччо и флорентийский стейк были на слуху, но рыбка! В данном случае это была слегка обжаренная, добрая порция тунца, совершенно сырая внутри. До сих пор помню этот вкус. Ну и, конечно же, хорошее вино из местной винодельни добавило свой колорит. Это был прекрасный обед с видом на виноградники!
Когда активно двигаешься уже в течение десяти дней с утра и до вечера, можно не отказывать себе в хорошей еде.
Тем временем солнце перевалило далеко за полдень и нужно было двигаться дальше. Сначала тропа круто забирала вверх. Тысячу ступеней прошли мы, прежде чем взобрались на гору возле города. Была ли это та самая Красная гора, которая дала название местечку, так и осталось невыясненным. И снова bella Vista на вершине. Прекрасный вид – это как подарок за все твои усилия. Нет, не зря забирались мы по этой чертовой уйме ступеней! Усталость отступает, когда смотришь на природу вокруг. Идём дальше по виноградным террасам на склонах гор. Уже вечереет. Скалы и деревья вдалеке окрашиваются в розоватые и оранжевые тона.
Несмотря на усталость, накопившуюся за день, восприятие красоты не притупляется. Но все ещё жарко, потому что мы идём по открытому месту. Хочется пить. Ещё осталось немного воды во фляжке. И тут вдруг, как по волшебству, появилась ферма, а при ней малюсенькое кафешко. Есть не хочется совсем, а вот выпить по стаканчику свежевыжатого апельсинового сока просто необходимо. Денис сказал, что это был самый вкусный сок в его жизни , с самым красивым видом.
Действительно, из окна маленького, на три столика, кафе, уже была видна Корнелия. Она уютно угнездилась на вершине скалы, освещённая вечерним солнцем. Апельсиновое вливание положительно сказалось на наших усталых членах. Нужно было срочно перестать фотографировать всю эту неземную красоту и двигаться дальше, ведь до нашей фермы идти ещё больше часа. К вечеру стало прохладней, тому же тропа повела вниз и стало немного легче. Оставался ещё один подъем, от Корнелии к нашей ферме. Можно было, конечно, остановиться и поужинать в деревне, но гораздо больше хотелось расположить конечности горизонтально. Опять таки в сумерках мы добрались до нашего жилья.
Все, теперь отдыхать! Ноги гудят после сорока двух тысяч шагов. Это немало, Денисовы умные часы сосчитали всё. Мы устали. Ох, как мы устали! И все таки прекрасный был день!
Вероятно, следующим утром нам следовало бы неспешно пить кофе на террасе, медитировать, глядя на море и горы, расслабленно лежать в шезлонге. Но мы этого не сделали. То самое шило, которое сами знаете где, в очередной раз заставило нас вскочить, быстро позавтракать и отправить на тропу, что шла по вершине холмов. На вершинах нет виноградников, зато есть каштаны и дубы. Хорошо пахнет влажной почвой, увядающими травами и сосновой смолой. Открытых мест с красивыми пейзажами мало, тропа , в основном идёт по лесу. Но мы любим гулять в лесу. Местами земля взрыта, на ней следы каких-то животных. Может быть это дикие вепри? И тут раздались выстрелы. Похоже мы приехали в сезон охоты. Или это местная мафия устроила разборки? Чья-то вендетта?! Воображение моментально включилось, стало жутковато. А вдруг мы попадаем под чью- нибудь горячую руку? Стреляли где-то совсем близко. Возникла также версия, что, это, может быть, итальянские партизаны. Я предложила громко петь песни, чтобы распугать мафию, вепрей с охотниками и намекнуть партизанам, что мы, мол, случайно здесь оказались.
“Я проснулся сегодня рано –
Белла чао, белла чао, белла чао, чао, чао!”
Пела я громко, но недолго, потому что увидела прекрасный белый гриб. Все страхи моментально прошли, потому что включился охотничий азарт. Неожиданно началась ещё одна охота. Любопытно, что ” по-грибы” русские не считают охотой, а в Америке это называют mushroom hunting. У нас не было целью собирать грибы, но , сами понимаете, пройти мимо них совершенно невозможно. В итоге белых грибов набралось достаточно, чтобы пожарить с ними омлет. Хорошо, что у нас в номере на ферме есть маленькая кухонька и можно приготовить ” добычу”. Таким образом у нас получился хороший обед из подножного, в буквальном смысле этого слова, корма.
Во второй половине дня мы нашли ещё одну тропу до Манаролы. Она показалась более крутой и живописной . С нее открывался красивый вид на городок. У Дениса была идея сфотографировать берега Cinque terre со стороны моря, для чего были куплены билеты на паром. К сожалению, именно в тот вечер погода небо затянула облачность и краски стали не такими яркими. Все равно, я считаю, что с погодой нам очень повезло.
Дни стояли теплые, солнечные – то что нужно для долгих пеших прогулок. С парома мы пересели на поезд и приехали в Корнелию, опять таки в сумерках. Потом был ещё один, самый последний, подъем к нашей ферме. Облако, похожее на розовое крыло, махнуло нам на прощанье из-за моря и погасло. Завтра утром мы уедем из этих мест, а жаль…